СтатьяО КОРНЯХ.РУССКОМ БОЕВОМ ИСКУССТВЕ. ЧАСТЬ 1.БЫЛИНЫ

Аватар пользователя Егор Гамаюн

О КОРНЯХ.РУССКОМ БОЕВОМ ИСКУССТВЕ. ЧАСТЬ 1.БЫЛИНЫ

Рагдай

Сейчас много школ боевых искусств, которые называют себя русскими. Но возникает вопрос, а что значит "русскими" ? К примеру, одна из наиболее популярных ныне школ "стиль Кадочникова" - это русская воинская школа ? Или это все же новодел ? А "Система Рябко" ? Тогда почему русская школа названа нерусским словом "Система" ?

Конечно, любой новодел может по праву стать русской школой, если его создатель русский по духу. Я все же веду речь о корнях, о том, что сейчас принято называть латинским словом Традиция - передача от поколения к поколению. В этом смысле традиционными можно назвать лишь несколько школ (из тех, которые известны) - это Скобарь, Буза, родовой стиль князя Голицына-Тимофеева, владимирская Рукопашь (и Любки). Первые две этнографически наполнены, но на мой взгляд этим школам, все же реконструированным по большей части, не хватает глубины и цельности. У князя Голицына цельность была - он раскладывал каждое движение и сквозь него самого было видно, что школа его по сути своей аристократическая - часто он показывал приемы рукопашного боя сжатыми вместе руками и в этом рисунке движений узнавались исты боя двуручным мечом. Двуручным мечом владели только "аристократы". Аристократы как слой общества изначально складывались как каста профессиональных воинов. Да и меч - это орудие аристократическое. Недавно я спросил своего знакомого МСМК по боксу "Ты занимаешься английским боксом, а какое оружие  было бы в твоей руке будь ты с оружием ?". Почти не думая, от ответил - шпага. Тот же английский бокс - это аристократический по своим корням стиль. А все удары бокса - это по сути своей уколы шпагой под разными углами. Традиционность школы видна в самом "движке" школы. "Движок" - это сленговое понятия в мире боевых искусств. Это так называемая база - общая для всех представителей школы. Между "движком" аристократических школ и школ, возникших в крестьянстве, видна принципиальная разница. Эта разница отображена в одежде. Признак аристократа - это свисающий и даже кружевной рукав (на французский манер) - таким образом подчеркивается то, что аристократ может не работать.

 

 

Рукава крестьянина закатаны - со свисающими рукавами особо не поработаешь. И работает крестьянин по световому дню. Такие условия жизни и определяют те движения, которые становятся "движком" боевого стиля. Аристократ может себе позволить тренироваться и чередовать свои тренировки восстанавливающим отдыхом. Крестьянин же может совершенствоваться в ратном деле только тогда, когда выдается свободное время после пахоты - так и собирались в каждой русской деревне мужики  вместе в кулачные ватаги. На первый взгляд кажется, что аристократ имеет преимущество - у него больше времени и возможности совершенствоваться в ратном искусстве. Но это только на первый и весьма поверхностный взгляд. 

Давайте копнем глубже. Я сам все свое детство провел в русской деревни. Я знаю, что такое крестьянский быт. До сих помню, как после многолетнего расставания я наконец приехал в деревню. На тот момент я был чемпионом мира - мастером спорта международного класса по пауэрлифтингу. В один из дней привезли дрова. Я обрадовался возможной «тренировке», заодно я решил показать себя во всей красе. Поплевав на руки, я ухватился за топор-колун. Со мной вместе рубил дрова 50летний Григорьич – сосед с другого конца деревни, худощавый и невысокого роста. Дров было много, я резво начал и быстро оторвался вперед. Через 40 минут я дико устал и был не состоянии продолжать работу. А 50-летний Григорьич в небольшими "перекурами" все рубил и рубил.. Я выпал из работы, а он не торопясь перерубил все дрова.
 
 В те времена, мне казалось, что я могу перевернуть мир - силой.. или даже смести его как "лавина кочевников". Мне не было нужды наблюдать за этим миром и опираясь на эти наблюдения думать.. Я все торопился сам не зная куда.. Сейчас такая пришла пора "начинать думать". Время жизни уходит все быстрее и быстрее, но я учусь не торопиться и наблюдать за миром, учусь выделять время (которог так мало) на то, чтобы сесть и «помозговать». И я начинаю понимать, как важно не ломить, как важно все время быть в сильном положении и правильно себя выстраивать - тогда твои собственные напряжения не съедят тебя. Не так давно я понял, как важно ложиться на то движение, которое уже есть, как важно движение катить и вообще быть с миром в Позволении. Тогда все движения становятся очень етественными. А силой становится не её количество, а способность её приложить или пропустить сквозь себя. 
Еще я (почему-то пронзительно) начинаю понимать, что весь крестьянский быт - это путь Воина, путь постоянного внутреннего усилия, постоянная тренировка - косьба, рубка, работа с вилами. Крестьянин оттачивает эти движения по десятку часов каждый день. Аристократы так не тренировались :)
 

Благодаря этнографическим сборам сохранились свидетельства того, что могли «крестьяне» и не могли «аристократы»:
 
- среди мужиков бытовала забава, таскать вместо лошади воз, груженный сеном. Мужик хватал оглобли и сдвигал гигантское сооружение с места, приговаривая – если я не смогу, то и лошадка не сможет. 
 
- есть и такая история: у нас в деревне был дедушка, когда он проходил мимо парней, которые сходись в борьбе или на кулачках, то поднимал край мельницы, клал между венцами свою шапку и посмеиваясь, приговаривал – так надежней будет. И уходил. Парни сколько не пытались, не могли шапку достать. Неизменно дед возвращался обратно, поднимал угол мельница и забирал свою шапку. Действительно надежно.
 
Историй о богатырской силе крестьянина множество. Однажды стоит собрать все эти истории, чтобы они сохранились для наших детей. В этих итория (быличках) много чудесного. Каким-то образом крестьянское богатырство перетекает в чудеса.. в волшебство.
 
«В такой-то губернии, такого-то уезда, жил кузнец такой-то. Мог останавливать взглядом мельничное колесо на полном ходу.» этнографической сборник
 
У Даля встречается описание Морока: как обычный крестьянин развлекал своих соседей проползая сквозь бревно. Другой сосед, проезжая мимо на телеге с сеном, будучи свободен от воздействия морока, крикнул – «так он же рядом с бревном ползет», на что получил в ответ: «а у тебя вон сено горит». Обернулся – и впрямь горит. Соскочил и давай сено раскидывать..
 
Рассказов и свидетельстве о колдовстве и чародействе множество. Даже сейчас, в Сибири (Коми) жители не сомневаются, что деревенский колдун (коло-дун) может быть в двух местах одновременно..
 
Все сказы.. былички.. да былины…
 
Былины ! Великий русский эпос о богатырях. Особняком среди всего русского эпоса стоят былины о крестьянине Микуле Селяниновиче.
Среди своего архива я нашел несколько вариантов, предлагаю почитать один из них.


Микула Селянинович (былина)

Когда воссияло солнце красное
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.

Как стал тут Вольга растеть-матереть,
Похотелося Вольге много мудрости:
Щукой-рыбою ходить ему в лубоких морях,
Птицей-соколом летать ему под оболока,
Серым волком рыскать да по чыстыим полям.
Уходили все рыбы во синии моря,
Улетали все птицы за оболока,
Ускакали все звери во темныи леса.

Как стал тут Вольга растеть-матереть,
Собирал себе дружинушку хоробрую:
Тридцать молодцов да без единого,
А сам-то был Вольга во тридцатыих.
Собирал себе жеребчиков темно-кариих,
Темно-кариих жеребчиков нелегчёныих.
Вот посели на добрых коней, поехали,
Поехали к городам да за получкою.
Повыехали в раздольице чисто поле,
Услыхали во чистом поле оратая.
Как орет в поле оратай, посвистывает,
Сошка у оратая поскрипывает,
Омешики по камешкам почиркивают.
Ехали-то день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати
Они ехали да ведь и другой день.
Другой день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати.
Как орет в поле оратай, посвистывает,
А омешики по камешкам почиркивают.
Тут ехали они третий день,
А третий день еще до пабедья.
А наехали в чистом поле оратая.

Как орет в поле оратай, посвистывает,
А бороздочки он да помётывает,
А пенье-коренья вывёртывает,
А большие-то каменья в борозду валит.
У оратая кобыла соловая,
Гужики у нее да шелковые,
Сошка у оратая кленовая,
Омешики на сошке булатные,
Присошечек у сошки серебряный,
А рогачик-то у сошки красна золота.

А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются,
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
У оратая сапожки зелен сафьян
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.
У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.

Говорит-то Вольга таковы слова:
- Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко!
Орать, да пахать, да крестьянствовати,
А бороздки тебе да помётывати,
А пенья-коренья вывёртывати,
А большие-то каменья в борозду валить!
Говорит оратай таковы слова:
- Поди-ка ты, Вольга Святославович!
Мне-ка надобна божья помочь крестьянствовати.
А куда ты, Вольга, едешь, куда путь держишь?

Тут проговорил Вольга Святославович:
- Как пожаловал меня да родной дядюшка,
Родной дядюшка да крестный батюшка,
Ласковый Владимир стольно-киевский,
Тремя ли городами со крестьянами:
Первым городом Курцовцем,
Другим городом Ореховцем,
Третьим городом Крестьяновцем.
Теперь еду к городам да за получкою.

Тут проговорил оратай-оратаюшко:
- Ай же ты, Вольга Святославович!
Там живут-то мужички да все разбойнички,
Они подрубят-то сляги калиновы
Да потопят тебя в речке да во Смородине!
Я недавно там был в городе, третьего дни,
Закупил я соли цело три меха,
Каждый мех-то был ведь по сто пуд...
А тут стали мужички с меня грошей просить,
Я им стал-то ведь грошей делить,
А грошей-то стало мало ставиться,
Мужичков-то ведь больше ставится.
Потом стал-то я их ведь отталкивать,
Стал отталкивать да кулаком грозить.
Положил тут их я ведь до тысячи:
Который стоя стоит, тот сидя сидит,
Который сидя сидит, тот лежа лежит.-
Тут проговорил ведь Вольга Святославович:
- Ай же ты, оратай-оратаюшко,
Ты поедем-ко со мною во товарищах.

А тут ли оратай-оратаюшко
Гужики шелковые повыстегнул,
Кобылу из сошки повывернул.
Они сели на добрых коней, поехали.
Как хвост-то у ней расстилается,
А грива-то у нее да завивается.
У оратая кобыла ступью пошла,
А Вольгин конь да ведь поскакивает.
У оратая кобыла грудью пошла,
А Вольгин конь да оставается.
Говорит оратай таковы слова:
- Я оставил сошку во бороздочке
Не для-ради прохожего-проезжего:
Маломощный-то наедет - взять нечего,
А богатый-то наедет - не позарится,-
А для-ради мужичка да деревенщины,
Как бы сошку из земельки повыдернути,
Из омешиков бы земельку повытряхнути
Да бросить сошку за ракитов куст.

Тут ведь Вольга Святославович
Посылает он дружинушку хоробрую,
Пять молодцов да ведь могучиих,
Как бы сошку из земли да повыдернули,
Из омешиков земельку повытряхнули,
Бросили бы сошку за ракитов куст.
Приезжает дружинушка хоробрая,
Пять молодцов да ведь могучиих,
Ко той ли ко сошке кленовенькой.
Они сошку за обжи вокруг вертят,
А не могут сошки из земли поднять,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросить сошку за ракитов куст.

Тут молодой Вольга Святославович
Посылает-от дружинушку хоробрую
Целым он ведь десяточком.
Они сошку за обжи вокруг вертят,
А не могут сошки из земли выдернуть,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросить сошку за ракитов куст.

И тут ведь Вольга Святославович
Посылает всю свою дружинушку хоробрую,
Чтобы сошку из земли повыдернули,
Из омешиков земельку повытряхнули,
Бросили бы сошку за ракитов куст.
Они сошку за обжи вокруг вертят,
А не могут сошки из земли повыдернуть,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросить сошку за ракитов куст.

Тут оратай-оратаюшко
На своей ли кобыле соловенькой
Приехал ко сошке кленовенькой.
Он брал-то ведь сошку одной рукой,
Сошку из земли он повыдернул,
Из омешиков земельку повытряхнул,
Бросил сошку за ракитов куст.

А тут сели на добрых коней, поехали,
Как хвост-то у ней расстилается,
А грива-то у ней да завивается.
У оратая кобыла ступью пошла,
А Вольгин конь да ведь поскакивает.
У оратая кобыла грудью пошла,
А Вольгин конь да оставается.

Тут Вольга стал да он покрикивать,
Колпаком он стал да ведь помахивать:
- Ты постой-ко ведь, оратай-оратаюшко!
Кабы этая кобыла коньком бы была,
За эту кобылу пятьсот бы дали.

Тут проговорил оратай-оратаюшко:
- Ай же глупый ты, Вольга Святославович!
Я купил эту кобылу жеребеночком,
Жеребеночком да из-под матушки,
Заплатил за кобылу пятьсот рублей.
Кабы этая кобыла коньком бы была,
За эту кобылу цены не было бы!

Тут проговорил Вольга Святославович:
- Ай же ты, оратай-оратаюшко,
Как-то тебя да именем зовут,
Нарекают тебя да по отечеству?-

Тут проговорил оратай-оратаюшко:
- Ай же ты, Вольга Святославович!
Я как ржи-то напашу да во скирды сложу,
Я во скирды сложу да домой выволочу,
Домой выволочу да дома вымолочу,
А я пива наварю да мужичков напою,
А тут станут мужички меня похваливати:
"Молодой Микула Селянинович!"...

 


еще одна былина

СВЯТОГОР И МИКУЛА


Поехал Святогор путем-дорогою широкою,
И по пути встрелся ему прохожий.
Припустил богатырь своего добра коня
К тому прохожему,
Никак не может догнать его:
Поедет во всю рысь - прохожий идет впереди;
Ступою едет - прохожий идет впереди.
Проговорит богатырь таковы слова:
«Ай же ты, прохожий человек,
Приостановись не сомножечко,
Не могу тебя догнать на добром коне».
Приостановился прохожий,
Снимал с плеч сумочку
И кладывал сумочку на сыру землю.
Говорит Святогор-богатырь:
«Что у тебя в сумочке?»
«А вот подыми с земли, так увидишь».
Сошёл Святогор с добра коня,
Захватил сумочку рукою,
Не мог и пошевелить;
Стал здымать обема рукамы,
Только дух под сумочку мог подпустить,
А сам по колена в землю угряз.
Говорит богатырь таковы слова:
«Что это у тебя в сумочку накладано?
Силы мне не занимать стать,
А я и здынуть сумочку не могу».-
«В сумочке у меня тяга земная».-
«Да кто ж ты есть, и как тебя именем зовут,
Звеличают как по изотчины?»-
«Я есть Микулушка Селянинович».-
«Ты още скажи, Микулушка,
Поведай-ка, как мне узнать судьбину божию?»
«А вот поезжай путем-дорогою прямоезжею до розстани,
А от розстани сверни влево,
И пусти коня во всю прыть лошадиную,
И подъедешь к Сиверным горам.
У тых у гор, под великим деревом стоит кузница,
И ты спроси у кузнеца про свою судьбину».-
Поехал Святогор дорогою прямоезжею,
От розстани свернул влево,
Пустил коня во всю прыть лошадиную:
Стал его добрый конь поскакивать,
Реки, моря перескакивать,
Широкия раздолья промеж ног пущать.
Ехал Святогор-богатырь три дня
И доехал до Сиверных гор,
До того до дерева великаго и до той кузницы:
В кузницы кузнец кует два тонкиих волоса.
Говорит богатырь таковы слова:
«А что ты куешь, кузнец?»
Отвечает кузнец:
«Я кую судьбину, кому на ком жениться».-
«А мне на ком жениться?»-
«А твоя невеста в царстве Поморском,
В престольном во городе,
Тридцать лет лежит во гноище».
Стоит богатырь, пораздумался:
«Дай-ка я поеду в тые царство Поморское
И убью тую невесту».
Приехал он к царству Поморскому,
Ко тому ко городу ко престольному,
Приезжал к домишечку убогому,
Входит в избу: никого нет дома,
Одна только девка лежит во гноище;
Тело у ней точно еловая кора.
Вынул Святогор-богатырь пятьсот рублей
И положил на стол, и взял свой вострый меч,
И бил ее мечом по белой груди,
А затым и уехал из царства Поморскаго.
Проснулась девка, смотрит:
С нея точно еловая кора спала,
А на столе лежит денег пятьсот рублей;
И стала она красавицей:
Такой на свете не видано, на белом не слыхано.
На тын деньги почала она торговать
И наживала безсчотну золоту казну,
Строила кораблики черленые,
Накладала товары драгоценные
И поехала по славну по синю морю.
Приехала она ко городу великому на Святых горах
И стала продавать товары драгоценные.
Слух про ея красоту пошел по всему городу
И по всему царству.
Пришел и Святогор-богатырь
Посмотреть на красавицу-
Полюбилась она ему.
Стал он ю сватать за себя,
И она пошла за него замуж.
Как поженился на ней и легли спать,
Увидел он рубчик на нея белой груди
И спрашивал жену:
«Что у тебя за рубец на белой груди?»
Отвечала ему жена:
«В наше царство Поморское приезжал невем человек,
Оставил в нашей избы денег пятьсот рублей,
А я спала крепким сном.
Как проснулась: у меня рубец на белой груди,
И точно еловая кора спала с бела тела,
А до той поры-времени
Я лежала во гноище цело тридцать лет».
Тут Святогор-богатырь дознал,
Что от судьбины своей никуда не уйдешь


Давайте думать. Как взять лучше, доставшеемя от наших предков и как перенести это в нашу жизнь.
Естественно в годоских условиях это будут уже упражнения - вроде той же "Жгонки" или "Плуга", которые мы делаем на любках.

контакты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "ГАМАЮН" 
Контактный телефон:  +7-909-934-7146       е-мейл: rc.gamajun@gmail.com или info@gamajun.ru

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Мир Гамаюна

подпишитесь на рассылку "Мир гамаюна" - получайте бесплатные видео уроки, учебные материалы, новые главы книг по Душеведению, а также будьте в курсе всех новостей.

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки