Страница подшивкиРусский кулачный бой - статья Терещенки

Аватар пользователя устроитель

В настоящие время, есть некоторые люди которые говорят, будто так называемая славянская борьба или единоборство, это новоизобретённое явление. К сведенью сих критиков приводим статью А. Терещенки, 1848 года, из его же книги «Бытъ Русскаго Народа», Типография Военно-Учебных Заведений в Санктпетербурге.

* * *

Искусные борци берут не силой, а ловкостью: противник старается схватить своего противника так, чтобы он потерял равновесие, - тогда смело может повалить или бросить его на землю, как игрушку. Кулачный бой это древняя забава, наших русских удальцов. Идти на кулачный бой, это значило потешится или провесть праздник в полном разгуле, и это составляло особый род военного упражнения, которое приучало молодых людей к смертоносной битве.

Восточные народы вели сами битвы рукопашным боем: крепкий кулак защищал его так же хорошо, как оружие. По улучшении ручного оружия и изобретении огнестрельного, все изменилось. - Битвы сделались наукой, а войны исполнителями предначертаний полководца.

Кулачная потеха на Руси, известна со времён её самобытности. Летописци наши говорят об ней, ещё в начале 13 в., с какой-то восторженностью. Великий Князь киевский, Мстислав 3, и князь псковский, Владимир, ободряя пред битвой своих союзников: Новгородцев и Смоленцев, к храброму отражению Великого Князя Юрия Всеволодовича, представили им на волю: сразиться на конях или пешими. Новгородци отвечали: мы не хотим на конях, но сразимся, по примеру наших предков, пешими и на кулаках. - В последствии времени кулачный бой сделался забавою нашего народа.

Кулачные бои производились один на один, стена на стена на стену или валкою. - Употребительнее из них один на один. Бои начинались с зимнего Николы, и продолжались до сборного воскресения. - В праздничные дни сходились мальчики и взрослые за городом на обширном месте, или на городской площади, или на покрытой льдом реке: там подавали знак свистом, чтобы собирались сюда охотники - бойци. городские бойци, всегда брали верх над деревенскими. Прославленным бойцам вменялось в честь пить водку, считалось за бесчестие брать подарки, которыми их сманивали на свою сторону и этим терялась их слава. Дети зачинали бой. - Записанные бойци стояли в отдалённости, наблюдая за бьющимися; каждая из противных сторон, уговаривала отличных бойцов перейти на их сторону, обещая им большие подарки и вина до упою. Когда стена гнала стену, тогда молодец - боец, или надёжка - боец, засучив рукава, летел бешеным зверем, с распущенными волосами, и наносил страшные удары. При общей свалки уже действовали не руки, но и ноги и колена; били безжалостно своих противников; но лежачего не били, от того и вошло в поговорку: лежачего не бьют. Кто более других удерживался на месте и более переносил удары тот приобретал уважение, и превозносился даже его недругами. По пробитии стены, оставались даже на месте одни бойци - молодци. Их битва была ужасная. Другие бежали на выручку товарищей, нападали на надёжу - бойца, который стоял уже бледный, как смерть. Он не сдавался, переносил жестокие побои, и вдруг, уловив счастливою минуту, ударял: одного под глаза, другого в висок, и оба протягивались со стоном у ног его. Нажёжка - боец сопровождался всеобщим радостным криком: наша взяла! Но если он был не в состоянии перенести ударов, то одно его спасение, чтобы сохранить свою жизнь, надобно было упасть на землю, лежачего не бьют, но такой оставался в поругании. По окончании боя, поклонники вели своего богатыря по улице, при пении громких песней и вводили его в питейный дом.

Указами 1684 года ноября 2, 1686 года марта 19 и другими, строго воспрещались кулачные бои. Было время, что наши бояре, тщеславясь своими бойцами, поили их со своего стола; бились об заклад, и сводили их для своей потехи. Было время, что старики, воспламеняя умы молодых людей, несбыточными рассказами об удальстве бойцов, пробуждали в них страсть к кулачному бою. Из наших бойцов славились казанские, калужские и тульские оружейники: Алёша родимой, Терёша Кунеинъ, Зубовы, Никита Долговъ и братья Походкины - Тульские бойци и ныне славятся, но каждое место имело своих удальцов.

Статья А. Терещенки, из его же книги «Быт Русскаго Народа», Типография Военно-Учебных Заведений, 1848 год, в Санктпетербурге.

контакты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "ГАМАЮН" 
Контактный телефон:  +7-909-934-7146       е-мейл: rc.gamajun@gmail.com или info@gamajun.ru

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Мир Гамаюна

подпишитесь на рассылку "Мир гамаюна" - получайте бесплатные видео уроки, учебные материалы, новые главы книг по Душеведению, а также будьте в курсе всех новостей.

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки